Fortres, молодец - большая работа! Масштаб чуть , чуть бы по крупнее. Отсюда и как мне показалось и юферсы большеваты, ванты чють толстоваты.А вообще хорошо в целом. осилил такелаж - зто большое дело, если считать, что ни один из разработчиков продаваемых наборов - не напрягся что бы хоть мало мальски натурально показать всю эту кашу канатов.
Добавлено (16.05.2012, 19:57) --------------------------------------------- Да кстати сфилонил с сеткой по бортам и палубной мелочовкой
И юферсы переразмерены, и блоки...и тросы (особенно тонкие)...Вся проблема в том, что я собирал кит [MV56] HMS VICTORY(Mamoli)масштаб 1:150 и с одной стороны, старался по-максимуму импользовать то, что дано в наборе (сам себя так ограничил), а с другой стороны - сам масштаб налагал ограничения- очень сложно было делать мелочевку - с той же сеткой - я не нашел удобоваримого в плане материала. решения. Все, что пробовал - было или чересчур жестким или не имело ячейки 1на 1 мм...да ладно, это нюансы о которых знают только те, кто в "теме"...я вон и на нижнем рея бизани парус поставил (по желанию трудящихся), хотя его там не ставили...даже такелажа нет... Ну и потом - это все же первая модель !
А такелаж я ставил на основании сборочных схем от кита HMS VICTORY(Mamoli)масштаб 1:90...очень подробные схемы проводки такелажа...кажется я Вам их пересылал...
Fortres, Приветствую. Да да схемки есть, чуть увеличил - вполне нормально читаются. Под них видимо придётся заказывать блоки на Верфи уж больно хочется попытаться обобщить как можно больше такелажной мелочевки - слава богу масштаб позволяет развернуться а главное не запутаться. Вот еще не извесно Мантуашные блоки из комплекта сильно отличаются от Верфенских.
Сообщение отредактировал Григ - Четверг, 17.05.2012, 17:16
Григ, я не знаю - какие у Вас в наборе блоки...но то, что я увидел на Верфи - заслуживает внимания...Если они, конечно идут в таком виде, как на фото...я подобное делал вручную (на особо приметных местах ставил все таки не бисер, а деревянные блоки)
Главное - просчитайте по размерам блоков На тех мамолевских схемах есть таблички и в них, кроме всего прочего - размеры элементов - диаметры тросов, рымов, блоков... ...блоки именуются Bozzetto ...В третьем столбике указывается, например 1х4 это одношкивный блок (с одним отверстием) диаметром 4мм...а в первом столбике дается количество таких блоков под этим индексом (например, на рее будет 2 шкотовых блока, значит под одним индексом будут идти 2 блока)... Кроме того, Верфь предлагает комель-блоки, чего нет у Мамоли... Вот вам виды натуральных блоков с Виктори
Добавлено (17.05.2012, 18:34) --------------------------------------------- кстати, чуть не забыл
Схемы от Мамоли периодически стоит сверять с Марквардтом...хотя бы для понимания - что к чему. Особых косяков я не обнаружил, за исключением позиции 2 на листе 12 - там коренные блоки 528 и 531 через которые обтягиваются кливер-лееры 524 и 530 показаны установленными на лонга-салингах салинга фор-стеньги...это не верно....Эти блоки ставят на площадке фор-марса позади мачты, а верхние блоки талей, ввязанные в сами кливер-лееры находятся на уровне ниже салинга фор-стеньги... И еще, следует заранее определиться с парусами. Во-первых, их желательно подвязать к реям ДО установки реев на мачты, что бы потом не морочиться. Во-вторых - определиться, в каком виде Вы будете паруса показывать - развернутыми, взятыми на рифы, подобранными частично или полностью, свернутыми или увязанными...во всех перечисленных случаях парус выглядит по-разному и соответственно по-разному обтягивается такелаж...на тех схемах, что у вас, бегучий такелаж показан для УБРАННЫХ парусов.Соответственно, там обтянуты в нерабочем положении шкоты,галсы и гордени.А булиней вообще нет. Короче - определитесь - спрашивайте...расскажу и покажу - что у вас должно получиться...Кстати, есть великолепный по-этапный фото-урок - как делать свернутые паруса: прямые, кливера...
Сообщение отредактировал Fortres - Четверг, 17.05.2012, 18:47
Все доброго дня Господа! Fortres, паруса я ставить не буду - это решено. Зимняя стоянка но с открытыми пушечными портами для наглядности. А закрывать парусами всю красоту канатных переплетений не хочу. Вот по блокам надо полный перечень всех размеров за исключением подвесов связанных с парусами. заказывать и ставить надо одинаковые. Брать на Верфи все, Пока ещё не начал прокладку такелажа. Кстати интересный 2 Ваш снимок на фоне бушприта - у меня такого нет.
Кстати интересный 2 Ваш снимок на фоне бушприта - у меня такого нет.
Я Вам сброшу этот снимок полностью...на мыло...он большой...и все три приведенных фотки - куски одного целого... Теперь по блокам. полный перечень всех размеров - это надо брать Анатомию...там где-то в конце есть таблицы... и пересчитывать из дюймов в миллиметры, а потом в масштаб... По-моему, проще, все таки сделать выборку по схемам от Мамоли, получив, заодно и требуемое количество блоков, хотя надо брать с запасом, по-скольку, ряд снастей на схемах не показан...например - грузовые тали большого люка, которые подвязываются на грота-штаге, такелаж лисель спиритов и ундер-лисель-спиритов... но следует иметь ввиду, что у Мамоли использованы определнные типоразмеры блоков...по памяти 3, 4, 5, 7 и 10 мм...что в пересчете на Ваш масштаб составит соответственно 3,5; 4,5; 5,8; 8,05; 11,5 мм Т.е Вам следует ориентироваться на блоки с Верфи 4,5, 8 и 12 мм Разнобой в долях миллиметра не заметен, плюс что-то уйдет на шлифовку...
Fortres, Как плохо что нет хорошей проработки такелажа. Собирать по крупицам это для меня очень сложно. Не имею представления - тёмный лес. Но поэтапно думаю разберусь хотя бы на слабенькую троечку. Будет интересно получить консультацию по последовательности монтажа: 1 - Ванты; 2 - Штаги; 3 - Кафель-гардели; 4 - Фор-стеньги-фордуны; 5 - Фор-бом-брам-фордуны; 6 - Топинанты; 7- Брасы - ну вот где-то так примерно в таком порядке.
Добавлено (18.05.2012, 17:17) --------------------------------------------- Картинки получил - благодарю
ONER, А чёты вообще сделал? Показал бы. Кстати при установке внутренней обшивки бортов между 8 и 10 шп. есть нюанс который надо сделать до наклейки. речь идёт о рымах на пушечные тали. Fortres, Готов обсудить в воскресенье. Есть ли у Вас скайп - было бы воощё класно. на 19.00 москвы.
Попытаюсь обобщить собственный опыт по установке и обтяжке такелажа "Виктори". Основой для меня служили сборочные схемы от кита Мамоли "Виктори.М 1:90" и книга Марквардта
"Рангоут, такелаж и паруса судов 18-го века".
В общем, следует заметить, что рекомендуемый во многих "учебниках" порядок постановки и обтяжки
такелажа весьма рационален.Единственно - следует учитывать особенности своего масштаба (мне в
1:150 некоторые вещи было сложно делать, по-скольку мешали ранее проведенные тросы).И еще один
нюанс - следует заранее определиться с парусами: будете вы их ставить на модель или нет и в каком
именно виде, по-скольку это связано с некоторым изменением порядка работы (паруса гораздо удобнее
крепить к реям и оснащать такелажем, а также укладывать (если парус показывается свернутым) ДО
того, как рей подвешивается к мачте.
Для начала хочу напомнить несколько понятий и терминов, которые буду употреблять в рассказе:
РАНГОУТ-совокупность элементов оснастки судна, предназначеная для несения парусов - мачты,
бушприт, реи, лисельспириты и т.д.
ТАКЕЛАЖ - вся тросовая оснастка судна,связанная с креплением мачт, обслуживанием реев и парусов.
КОУШ - кольцо с кипом (канавкой) для троса по наружному ободу, используемое по типу блока.
РЫМ - кольцо с петлей, вделанной в палубу либо в снасть такелажа.
ВАНТ-КЛОТЕНЬ - деревянный кружок с 1-2-3 отверстиями и кипом 9канавкой) по окружности.Крепится на
нижних вантах для пропуска тросов такелажа.
ГАТ,ШКИВ-ГАТ - проем в мачте или рее, в котором устанавливают шкив.
КЛАМП - ограничтельная наделка на мачте или на рее, не позволяющая смещаться огону троса далее
клампа.Обычно имеют форму треуголника, обращенного катетом в сторону фиксируемого троса, а вторым
катетом укрепленного к рею (мачте).Ставятся на ноках реев и на мачтах, для поддержания тросов от
сползания вниз (чаще всего под клотиками)
СТОП - КЛАМП - разновидность клампа, устанавливаемая в средней части реев для ограничения
перемещения тросов гарделя.Имеют "Г" форму, что не позволяет тросам перескакивать через стоп-
клампы.
КОФЕЛЬ-НАГЕЛЬ стержень из твердого дерева или металла, длинной около 30см.Вставляется в отверстия
кофель-нагельной планки,для крепления и укладки снастей бегучего такелажа.
КЛЕТНЕВАНИЕ- специальная обмотка троса с целью предохранения от перетирания.При клетневании трос
сначала стренцуют (вкладывают в бороздки между прядями троса тонкий трос - трень), а зстем
обматывают просмоленными лентами из парусины. На моделях клетневание обычно имитируют обматыванием троса тонкой нитью шлагами (проходами
впритык - нить к нити).
БЕНЗЕЛЬ - перевязка двух тросов третьим, более тонким тросом (линем) для соединения двух частей
одного троса для образования стропа на корпусе блока или других такелажных работ.
ОГОН - петля формируемая на конце или иногда в середине троса, которй трос либо накладывается на
мачту, рей, либо в огон ввязывается блок, коуш (кольцо с канавкой для троса по наружному ободу) и
т.п.
ШКЕНТЕЛЬ -относительно небольшой отрезок троса имеющий на концах огоны.Одним огоном (верхним)
крепится к рею или мачте, а в во вторм (нижнем) огоне обычно несет коуш (кольцо с канавкой для
троса по наружному ободу) или блок
ПОСТАНОВКА (СТАВИТЬ) - укреплять определенным образом снасти на элементах рангоута
ТАЛЬ - грузоподъемное устройство (используемое также для обтяжки снастей такелажа), состоящее,
как минимум, из двух блоков - не подвижного (закрепленного) и подвижного (перемешается при работе
талем).Блоки соединены тросом, проходящим через них - ТАЛРЕПОМ. Один конец талрепа - КОРЕННОЙ крепится либо к стропу блока (тросу, огибающему блок) либо к
какой-то из снастей.Второй конец - ХОДОВОЙ или ЛОПАРЬ проходит через шкивы блоков и при работе
талем к нему прилагают тянущее усилие.
МАЧТА (НИЖНЯЯ МАЧТА) - нижняя часть составной мачты.именуется по названию всей составной мачты
(например: фок-мачта или нижняя фок-мачта).
СТЕНЬГИ - следующие выше нижней мачты составные элементы.В порядке следования (снизу -вверх):
стеньга, брам-стеньга, бом-брам -стеньга.Соотвтственно именуются по названию мачты (например
грот-бом-брам-стеньга).
БУШПРИТ - наклонная мачта на носу судна.Наклон сотавляет примерно 30 градусов от горизонта. Бывает составным, в этом слкчае состоит из БУШПРИТА, УТЛЕГАРЯ и БОМ-УТЛЕГАРЯ.
ЭЗЕЛЬГОФТ - приспособление для соединения составных частей мачт, состоящее из двух массивных
деревянных брусов, соединенных металлическим кольцом - оковкой.Имеет в нижней задней части
квадратное углубление для нока мачты (стеньги), а в перелней части - сквозное отверстие для
прохода стеньги при подъеме (опускании).За отверстием, на верхней стороне имеет кипы (желобки)
для троса борга, а на нижней поскости имеет 6 (по углам и по центру боковых сторон) рымов, для
креплния гаков снастей.
ТОП (мачты, стеньги) - верхняя часть мачты (стеньги) находящаяся над салингом.Имеет обычно
четырехгранное сечение и служит для наложения огонов тросов стоясего такелажа.У края граней, с
двух сторон от каждого ребра имеет продольные деревянные брусы-накладки - ЛАТЫ, предохраняющие
топ от истирания тросами.
НОК - крайние части реев , на которых крепится основная часть такелажа реев.
Обычный порядок оснащения рангоута (мачт и реев) такелажем (тросами и блоками) следующий:
Бегучий такелаж: -Фалы реев; -Топенанты; -Брасы; -Шкоты и галсы; -Гитовы и гордени; -Булини (если ставятся паруса).
обратите внимание! Окончательная обтяжка снастей и их фиксация клеем производистя в самом конце такелажных работ,
поскольку каждая следующая снасть при обтяжке может повлиять на степень натяжения уже обтянутых
снастей (особенно это касается стоячего такелажа).
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ.
Назначение стоячего такелажа - удержание рангоута (прежде всего мачт) в определенном положении. Ванты и бак-штаги удерживают мачты в плоскости перпендикулярной оси судна.Штаги оттягивают мачты
и стеньги к носу судна.Фордуны оттягивают мачты и стеньги к корме, компенсируя тягу штагов.
Тросы стоячего такелажа (особенно у нижних мачт)-одни из самых мощных на корабле. Достаточно сказать, что при рассчете диаметров тросов такелажа за основу - 1 принимают диаметр
троса грота-штага - самого толстого троса такелажа.Остальные диаметры рассчитываются через
коэффициенты относительно этой единицы.
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ БУШПРИТА.
Установку, а тем более, обтяжку стоячего такелажа следует начинать с бушприта. Все дело в том, что бушприт является своего рода "фундаментом"от которого тянется весь стоячий
такелаж судна.Плохо укрепленный или необтянутый бушприт не позволит нормально обтянуть ванты,
фордуны и штаги: тросы будут провисать, либо при их обтяжке мачты будут отклоняться от
нормального положения. На моей модели "Виктори" в масштабе 1:150 крайняя составная часть бушприта - утлегарь, в
соответствии с масштабом имел диаметр от 2,5 до 1,5 мм при длинне почти в 130 мм.При таком
диаметре дерево гнулось при любой попытке тянуть тросы, привязанные к утлегарю.По-скольку
существует связь через штаги: утлегарь, фор,грот, бизань - брам-стеньги, то я получал либо
изогнутые детали мачт, либо провисшие штаги. После мучительных попыток натянуть такелаж, я нашел относительно простое, но эффективное решение. Стеньги я изготавливал из бамбуковых шпажек для шашлыка.Перед обработкой, я распуска заготовку
вдоль, выбирал надфелем середину по всей длинне и вклеивал внутрь заготовки отрезок сталистой
проволоки (выпрямленные скрепки) длинной, раной длинне утлегаря или стеньги.После склеивания
половинок со стержнем внутри, я обрабатывал заготовку до получения нужных диаметров. После установки деталей рангоута с "сердечниками" такелаж обтянулся легко и правильно.
Итак...СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ БУШПРИТА.
1.ВУЛИНГИ БУШПРИТА - тросы, которыми бушприт найтуется ( фактически привязывается) к княвдигеду
(выступающей вперед части форштевеня). Толщина троса вулинга для "Виктори" составляла примерно 0,4 диаметра грота-штага. На бушприте "Виктори" ставили 2 вулинга. Вяжется вулинг следующим образом. Коренной конец троса привязываем к бушприту, затем проводим его вниз к специальной прорези в
княвдигеде и возвращаем к бушприту, ПЕРЕКРЕЩИВАЯ с предыдущим шлагом троса.Тросы в месте
пересечения фиксируем нитью или капелькой клея.Повторяем 9-11 раз (т.е. делаем 9-11
шлагов).Проводя трос обеспечиваем постоянную его натяжку (задача вулинга - притянуть бушприт к
опорному выступу на передней часкти форштевеня).Выполнив вертикальные шлаги делаем свободным
(ходовым) концом троса вокруг шлагов такое же количество горизонтальных шлагов, фисируя каждый
шлаг.Там же фиксируем и конец троса. Второй вулинг делаем также.
Рис.1 Вулинги бушприта
2.ВАТЕР-ШТАГИ БУШПРИТА.
Назначение ватер-штага - оттягивание бушприта снизу, для противодействия натяжению фока-штага. На "Виктори"стоит 3 ватер-штага бушприта.
Рис.2 Ватер-штаги бушприта
Диаметр троса ватер0штагов равен диаметру вулингов. Ватер-штаг состоит из самого ватер-штага, ватер-краг-штага и талрепа. Ватер-краг-штаг - кольцо из троса с ввязанными в него штаг-юферсами.Штаг-краги ставятся на
бушприте на специальных клампах. Ватер-штаг (верхний и средний) проводят через отверстие в княвдигеде и концы сплеснивают вместе,
в результате получая тросовое кольцо, т.т ватер-штаг работает как имеющий двойную толщину.По всей
длинне тросы увязывают бензелями. В верхней части ваткр-штага ввязывают штаг-юферс. Ватер-штаг соединяют с соответствующим краг-штагом молее тонким тросом - талрепом и
обтягивают.Коренной конец талрепа крепили на краг-штаге, после обтяжки свободный конец - лопарь
фиксируют. Третий, нижний ватер-штаг бушприта устанавливают "вверх-ногами" перегиб троса находится вверху, в
него ввязывают штаг-юферс.нижняя часть ватер-штага проводится через рым на княвдигеде...затем
каждый из тросов штага ведется к соотвтствующей скуле носа где крепится к рыму, укрепленному в
борту на металлической пластине.
3.ВАТЕР-БАКШТАГИ БУШПРИТА.
Служат для оттягивания бушприта в плоскости перпендикулярной оси судна.По конструкции напоминают Ватер-штаги, но не двойные, а
одинарные. Проводятся от краг-бакштагов, которые установлены впереди первого и второго ватер-краг-штагов и
имеют в отличие от ватер-краг-штагов не по одному штаг-юферсу, направленному вниз, а по два,
направленные в стороны от бушприта. В верхней части бакштаги имеют ввязанные штаг-юферсы. В нижней части - гаки, которыми цепляются за рымы на скулах судна. С каждой стороны бушприта ставят по два бакштага. обтягивабтся бакштаги талрепами, как и штаги бушприта.
Рис.3-6.Устройство ватер-штагов и бакштагов бушприта на модели
(продолжение следует)
Сообщение отредактировал Fortres - Воскресенье, 20.05.2012, 21:58
Да уж...Остается только пожалеть, что не собираю "Виктори". При таком талантливом и подробном описании одного из самых сложных этапов (по крайней мере для меня), такелажные работы превращаются в одно удовольствие. Вообще нужно издать брошюрку, и договорившись стой же верфью на столе вкладывать в коробки с "Викториями", думаю благодарность покупателей будет безмерна, ну и какая-никакая копеечка.
Данный проект является некоммерческим, поэтому авторы не несут никакой материальной ответственности.
Вся информация и ссылки представлены посетителями сайта исключительно в ознакомительных целях и предназначены только для просмотра.